о. пащенко (olegpaschenko) wrote,
о. пащенко
olegpaschenko

Categories:
  • Music:

марина велела вылезай

В 1967 году Ги Эрнест Дебор в книге «Общество спектакля» отмечает:

Отношение, которого спектакль к себе требует, есть в основе своей, пассивное приятие; впрочем, он его уже добился, ему никто и не думал возражать – да и как мог возразить, если спектакль обладает монополией на видимость!


27 июля 2013 году фейсбук «Архстояния» рапортует:

Обнаженная Ольга Кройтор продолжает лежать под стеклом поперек кольцевой дороги.


На следующий день поэт и фотограф Янина Вишневская, вернувшаяся с «Архстояния», пишет в своём фейсбуке:

Вообще, по результатам наблюдения разных перформансов на Архстоянии, хочу удивиться. Бешеные тысячи свежих молодёжных человек ходят, осматриваются и ни во что не вмешиваются, словно знают, что, если потрогать, то из кустов выскочит музейная старушка и даст линейкой по рукам. <…>

Никто не написал голой женщине-секретику Оле Кройтор, зарытой в хрустальный гроб на повороте к столовке, никто не написал ей на прозрачной крышке гроба «Марина велела вылезай», все только испуганно охали и двигались дальше за порцией гречки с сосиской, а за гречкой ещё очередь надо отстоять.

Альтернативный вид восприятия — стайка азиатских рабочих с фотомобильниками, они компенсаторно хихикали. Прекратить это, выкопать Олю, она же задохнётся? нет, сразу же старушка линейкой по рукам.

…Контемпорари консервируется в глазах наблюдателя ещё на стадии замысла.


Тысячи, поражённые стокгольмским синдромом, чья воля парализована самим фактом интегрированности в арт-пространство — и мистическим ужасом пред Музейной Старушкой, ходят по тропинкам, проложенным кураторами и художниками, боясь шага вправо, страшась шага влево. Из-за того, что все боятся нарушить конвенцию о поведении в выставочном пространстве, воздух отравлен миазмом тотальной фальши. Настоящим нонконформизмом тут будет здоровая, игнорирующая правила (хотя, конечно, с точки зрения постановщиков спектакля, «обывательская») реакция — вызвать скорую Марине Абрамович, выкопать Олю Кройтор и т. п.



Обеспокоенные судьбой молодого художника, сотрудники НИИ цифрового ситуационизма им. Ги Дебора организуют в ФБ небольшую кампанию, направленную на спасение Оли («не начать ли, Олег, перепост-кампанию „Спасите Ольгу Кройтор“, а? давайте её щекотать»). К счастью, вскоре выяснилось, что тревожились мы зря.

Как известно, Ги Дебор в качестве боевой тактики, направленной против общества спектакля, предложил «угон средства выражения», détournement (переворачивание) — практику, подразумевающая использование присвоенных образов, текстов или событий для передачи собственных смыслов.

Если совсем просто, то лирическое послание, содержавшееся в работе О. Кройтор, таково: «я тут себя хороню заживо голая, а вы гуляете, хихикаете и фотографируете меня на мобильники — потому что люди вообще нравственно дурны».

Но приходит боец Цифрового ситуационистского интернационала и угоняет у О. Кройтор её стеклянно-оловянный гроб, как угоняют автомобиль, — чтобы попытаться сказать нечто противоположное: «люди неравнодушны, сострадательны и даже готовы прослыть дурачками-обывателями, лишь бы не допустить смертоубийства».

Эксперимент дал положительный результат; хотя, конечно, эфир наполнился ожидаемым монотонным граем: пиаррр! пиаррр! Пусть пиаррр, главное, что с Олей всё хорошо.

Tags: ce n'est pas de l'art digital, ненасильственное сопротивление
Subscribe

  • аритмия

    http://rhzm.ru/posts/94 Дело в том, что последнее время всё чаще мои знакомые — самые разные — заболевают новой, неизвестной болезнью. Они не…

  • 0,10

    Объявлен конкурс на памятник Малевичу в Подмосковье Художественное общество «0,10»

  • реакционизм и личные формы

    То есть это всегда история между человеком и человеком. Вопрошатель, конечно, может быть уполномочен какой-то институцией или сообществом — но всё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • аритмия

    http://rhzm.ru/posts/94 Дело в том, что последнее время всё чаще мои знакомые — самые разные — заболевают новой, неизвестной болезнью. Они не…

  • 0,10

    Объявлен конкурс на памятник Малевичу в Подмосковье Художественное общество «0,10»

  • реакционизм и личные формы

    То есть это всегда история между человеком и человеком. Вопрошатель, конечно, может быть уполномочен какой-то институцией или сообществом — но всё…