Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

capucine

определение современного искусства, приснившееся сегодня ночью

Современное искусство — это когда художник берет, например, «мигрень» как концепцию, и надевает её как шапку, и головная боль у него действительно становится громкостью со щит три на шесть на Третьем транспортном кольце в дождливый день.

Хочется, пользуясь случаем, передать привет Александру Секацкому.



И ещё один привет — моему сценарию для IFTTT, который снова работает.

подопытное

умереть и стать

Стоит открыть знаменитую книгу Жоржа Батая «Литература и зло». Французский мыслитель излагает в ней свою гипотезу: искусство в своей сути — это не что иное, как опыт общения со злом, с тем злом, которое общественная мораль и обыденная жизнь категорически запрещают…

В отличие от Батая, я думаю, что дело искусства — вовсе не заглядывание в бездны зла ради самой этой авантюры, «нарушения границ дозволенного»: это усилие расширить мир, усилие вырваться из замкнутого пространства «данности», как из бочки в сказке Пушкина:

Вышиб дно и вышел вон.

То, чем занимается искусство, можно назвать расширением сердца. Превосхождением собственной данности. У Данте во второй Кантике, в «Чистилище» есть замечательное трехстишие (привожу в дословном переводе):

Вы не замечали, что мы (т. е. род людской) — гусеницы,
Рожденные для того, чтобы сделаться ангельской бабочкой,
Которая летит к ничем не заслоненному огню справедливости?


Последняя картина — бабочки, летящей на огонь, «блаженной тоски по огненной смерти» как образа истинного существования человека — является у Гете и завершается знаменитой строфой:

И пока у тебя нет этого,
Вот этого: Умри и стань! —
Ты только унылый гость
На тусклой земле.


Вот что искусство помнит и напоминает, и в этом его нравственный урок: императив «умереть и стать». Это именно то, чего не допускает посредственность. Так что дело совсем не в исключительных дарованиях или их отсутствии, не в «своеобразии» или похожести на всех, не в романтизме и реализме.

Почему для европейского человека такое «прощание с собой» может представиться выходом в зло, это отдельный разговор, и теперь я его не буду начинать. Я хотела только объяснить свою исходную точку. Искусство, творчество я вижу не как какой-то чрезвычайный опыт, но наоборот: как восстановление человеческой нормы, которая искажена тем, что называется «обыденностью». // Ольга Седакова. Посредственность как социальная опасность

capucine

постмодернистский интерфейс, возможность

К предыдущему.

Вариант определения архитектуры у Вентури — «укрытие с декорацией на нем». Декорация или оформление (равно как и символ), скорее всего, были нанесены на укрытие после того, как оно было построено. Точно так же слово из трех букв было написано на уже существующем сарае. Смысл высказывания Вентури в том, что он предлагает функциональному (кров, укрытие, конструкция) и тому, что к нему прикладывается (символическому или эстетическому) не замечать друг друга.

Андрей Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею?

Вот, кстати, каким может быть постмодернистский интерфейс (который, по аналогии, есть «функциональный прототип с декорацией на нём») — вполне функциональным, то есть работоспособным, интуитивно предсказуемым и т. д., но при этом его декор рассказывает какую-то независимую перпендикулярную историю. Или двойное кодирование и всяческая партизанщина — когда за этой независимой историей есть ещё одна история, которую считает лишь тот, у кого есть определённный культурный ключ.

capucine

интерфейсостроение и постмодерн

Эволюция интерфейсов сжато повторяет эволюцию вообще искусства. Скевоморфизм соответствует искусству мимесиса: природа и космос безусловно прекрасны и гармоничны, задача художника — это отобразить; «плоский» тренд обосновывают риторикой о «Новом человеке», который живет в цифровом пространстве как дома1, — это соответствует модернизму с его трансгуманистическим пафосом2.

Скоро должен начаться «постмодерн» в интерфейсостроении, это должно быть интересным.

Мимесис подразумевает благодарное отображение мира; модерн — преобразование мира. Постмодерн — его архивацию, музеификацию, симуляцию и т. п. Постмодернистский интерфейс это например интерфейс неработающий или неправильно работающий (на манер нет.арта девяностых или визуальной поэзии Мартина Геллера Константина Долженко). Но интересно, каким может быть интерфейс хоть и работающий правильно, однако — всё равно постмодернистский. В чём-то другом.


Мартин Геллер Константин Долженко

1 Cкеоморфизм — это язычество: духи природы, преобладание физического, внешнего, естественная красота тела, кнопочки приятно разглядывать, простая бытовая потребительская магия, сделать что-то определенным образом, чтобы что-то произошло: заколоть тельца чтобы пошел дождь, нажать на кнопку чтобы открылось окно, ритуалы, постепенно взгляд устремляется к сути вещей, у человека есть душа, за интерфейсом есть смысл, душа следует Богу, смысл подчиняется пользователю, пользователь — причина существования интерфейса, преобладание души над телом, умерщвление плоти, аскетизм, флэт дизайн, постепенное осознание того, что тело и душа — суть одно, функционал также важен как и оформление, век гармонии, золотой век интерфейсов, пользователь и интерфейс сливаются, не понятно где граница, идеальный интерфейс — тот, которого нет, идеальный пользователь, тот, который не знает, что он пользователь, пользователь становится интерфейсом, интерфейс становится пользователем, конец эпохи интерфейсов.

(Роман Кузнецов)

2 Лоос хотел низвести небеса на землю; он хотел видеть вещи такими, каковы они есть, без прикрас. Соответственно, Лоос хотел присвоить себе божественный взгляд. Больше того — он хотел, чтобы каждый мог видеть вещи такими, каковы они есть и каковыми они открываются взгляду Бога. Модернистский дизайн стремится к «апокалипсису сегодня» — к апокалипсису, который снимет с вещей их покровы, очистит их от декора и даст нам увидеть их такими, каковы они есть на самом деле…

Они хотят, чтобы апокалипсическое видение появилось у каждого здесь и сейчас — и превратило каждого в Нового Человека. Тело принимает форму души. Душа становится телом. Все вещи становятся небесными. Небесное становится земным, материальным. Современность становится абсолютом.

(Борис Гройс)

лол

geller session

Студенты экзистенсива по цифровому искусству работают под руководством художника, поэта и драматурга Мартина Геллера Константина Долженко. Двухчасовое, изнурительное, нервозное, быстрое рисование под музыку Криса Вренны. Одновременно, детективное расследование посредством графического FB-чата. Убийцей оказался один из присутствовавших.

capucine

сe n'est pas de l'art digital



Ещё можно записаться на мой интенсив по цифровому искусству в БВШД (17–25 июля 2013 г.)

Преподаватели


...Моим, надеюсь, стабильным напарником будет настоящая виртуальная личность (инкарнированная, т. е. инсталлированная в мясо, а потому способная самостоятельно передвигаться и говорить) — художник, поэт и драматург Мартин Геллер. Его предмет называется «Персонаж в социальных медиа: практические занятия по созданию и управлению вымышленным персонажем в сети».

Отзывы выпускников


...Эффект от интенсива (прямой или косвенный) был довольно ощутимый. По приезду меня сократили на одной не очень любимой работе и на другой с формулировкой «дизайнер перестал слышать работодателя».

capucine

преподаватели

Летний интенсив по цифровому искусству





О преподавателях.

Я буду куратором, уже в пятый раз. С прошлого раза у меня появились новые идеи, которые я как раз впервые буду проверять на прочность (насчёт «виртуальной личности как жанра», «смерти автора», «нелинейного системного высказывания» и «нового эпоса» — но в специфическом приложении к визуальной культуре в интернетах).

Кроме того, расскажу о скучных, но необходимых вещах, например, таких:

  • архетипы коллективного бессознательного и персональная духовная гигиена;

  • метод фрактальных кистей в программе Adobe Illustrator;

  • как отрезать себе половину мозга и не облажаться;

  • и других.



Мартин Геллер


Моим, надеюсь, стабильным напарником будет настоящая виртуальная личность (инкарнированная, т. е. инсталлированная в мясо, а потому способная самостоятельно передвигаться и говорить) — художник, поэт и драматург Мартин Геллер. Его предмет называется «Персонаж в социальных медиа: практические занятия по созданию и управлению вымышленным персонажем в сети».




[ещё десять преподавателей ↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓]

Vtol


Московский художник и симпатичнейший человек, который делает музыкальные инструменты и арт-объекты, Дмитрий Vtol Морозов (вот ещё о нём) сделает сообщение, озаглавленное «Сделай(ся) сам».


Бэнг! бэнг!


Хорошо, что это выступление состоится в один из первых дней. Наташа Климчук и Оля Морозова, хозяйки иллюстраторского агентства Bang! Bang!, расскажут о «Мифах и легендах коммерческой иллюстрации» — о, я свидетельствую, что таковых немало.



Дима Соловьёв


Димины темы — медиаскетизм, digital detox, психологические характеристики виртуального пространства, техника информационной, психологической и духовной безопасности в социальных сетях. И — соц-медиа-арт.



Юля Закопайко


Юля была волонтёром на московской ретроспективе Марины Абрамович. От Юли поэтому можно ожидать чего угодно.



Deernova


Лена Дернова не только была когда-то студенткой курса «Дизайн в интерактивной среде», которому я читал лекции, но и впоследствии долгие и многочисленные месяцы мы проработали вместе. Оленеводство, любоначалие и ротоскопия.

D&AD: Users Love Story (Award: inbook) from HelenDeernova on Vimeo.



EPS


Вадим Эпштейн (медиахудожник, VJ, арт-директор «Студии in[visible]»)— существо обскурное и интригующее. Когда-то он был отцом и содержателем легендарного портала here.rurwcdax), но я не уверен, что могу это сейчас разглашать. Впрочем, я это разгласил. Вот что он пишет о своей теме:

пока набралось следующеее ::

"это всё ваши проекции" или куда движутся картинки:
дополненная и переполненная реальность,
прототипы вместо архетипов,
live coding versus deadlines



Леонид Именных


Лёня — основатель и лидер каморного ансамбля постромантической музыки Sphaera Octava. Расскажет об авангардной академической музыке.


Чапнин


Сергей Чапнин — богослов, журналист. Лекция называется «Похищение образа: от иконы до рекламы». Про богословие образа, узурпацию символа, постмодерн, симулякры и т. д.


Злата


Злата Понировская — художник, трансгуманист, прыгскок в SMM-агентстве Yeti.




Я четыре часа писал этот пост.


0% ARMOR — это важно

capucine

письма

Летний интенсив по цифровому искусству



Я стала много рисовать руками, не бояться экспериментов. И думать о боге. Все оч сильно поменялось, да (Аня Р.)

Самое яркое впечатление от курса — тут глубоко обсуждают вещи, которые почти нигде не говорят, и ты с ними живешь наедине и долго годами перевариваешь, не зная у кого что спросить. Я увидел, что курс стоит на трех столпах.
Первое: философское осмысление творчества, цифрового пространства и современного рыночного мира.
Второе: разрушение барьеров мешающих человеку рисовать. Я встречался с людьми, у которых все есть, навыки, умение рисовать, но которые боятся делать что-то свое. Твой курс, методики, убирают страх, выводят человека из своей зоны якобы комфорта, и оказывается что снаружи ему даже лучше. Методика правополушарного рисования, избавление от символьной передачи и языкового восприятия реальности и т. д.
И третье — это техника — техника фотошопа, новые программы, 3d. За интенсив не изучишь все, но младой крови это нужно. Это такая семинария — если не умеешь стоять на ногах, упадешь на службе и плохо будет. Те кто рисует лет 20, могут на это не обращать внимание, но для молодых важна и техника — и тут его качают максимумом новых навыков, кистей, программ. (Дима С.)

Эффект от интенсива (прямой или косвенный) был довольно ощутимый. По приезду меня сократили на одной не очень любимой работе и на другой с формулировкой «дизайнер перестал слышать работодателя». Пара месяцев был чистый фриланс на выживание с малоадекватными, тяжкими проектами, а потом внезапно меня сами нашли одна крупная федеральная группа компаний на вакансию веб-дизайнера...
Мне кажется на все эти процессы повлиял ваш курс, может быть стало чуть больше смелости пробовать новое и не стесняться экспериментировать там, где пока недостаточно знаний и опыта. (Слава К.)

По окончании курса я вернулась на работу и написала заявление о увольнении… Но профессию не сменила. Просто переехала в Москву. У меня в голове действительно что-то щелкнуло: «я же умею рисовать!» (Т. Н.)

Олег, я вам очень благодарен за ваше терпение, и помощь — с такой поддержкой открывать новое для себя и в себе оказалось легко. Хорошо запомнились некоторые моменты из лекций, какие-то цитаты, значение которых многократно переоткрывалось впоследствии. Моя любимая из них про семя, которое «если упав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Многое из услышанного о разбитых кувшинах, «ризах кожаных» и ветхом человеке нашло свое подтверждение и после этого назад было уже не вернуться, да и не хотелось.
То, что я получил на интенсиве, это даже не просто теория и практика, это гораздо больше — направление дальше. И здесь остается только процитировать «Sucker Punch» Зака Снайдера: «You have all the weapons you need. Now fight!». Спасибо! (Юра К.)

Уж на что я не иллюстратор, но кое-какие приемы стараюсь использовать: от кистей до идей. Скажем, часть посвященная архетипированию на меня повлияла кардинально, теперь у меня есть очень даже рабочий инструмент по определению и созданию образов, вот буквально вчера написал пост на эту тему из практики...
Сами лекции, записанные на диктофон, я время от времени переслушиваю до сих пор, интересно погружаться в ту атмосферу, некоторые вещи стали понятны только со второго захода.
В целом я получил все за чем ехал — максимальное насыщение смежными формами деятельности, никак не связанные с моей основной, которые тем не менее смогли повлиять на нее. Ура! ) (Рома М.)

Я стала по-другому смотреть на мир: мы сами себя ограничиваем, а на самом деле границ нет. Даже человеческое тело способно на многое: пробежать 500 км без остановки, существовать без еды в течении месяца, не дышать 9 минут, выжить в холоде или жаре... (М. А.)

Не проходит и недели, чтобы я не вспоминал интенсив в британке.
Очень многое он мне дал даже не с технической точки зрения, а с позиции понимания внутренностей. Созидания и разрушения себя и в себе, форм и вообще происходящего в жизни.
Успеха, как хотелось — пока не достиг, но это пока. И в любом случае, произошло столько всего, что вдохновляет или выбивает почву из под ног, что жаловаться глупо. Зависит от того, с какой точки смотреть.
Иногда кажется, что выпал из обоймы, иногда — что завис какой-то мушкой в янтаре или наоборот, выстрелил и унесся далеко.
Есть некое ощущение отчужденности и одиночества.
Но это — нормально. для меня:)
Сейчас занимаюсь многим, от рисования до вырезания статуэток или ночного ориентирования. По-прежнему ищу свой берег, куда можно прибывать и отдыхать вёслами:)
Спасибо вам за то, что помогли или показали мне, как доломать забор внутри себя.
p.s. а еще курить бросил и каждый день радуюсь, что не привязан к сигаретам. (Андрей Г.)

Единственный недостаток — интенсив быстро отпускает. Эффект что-то яростно рисовать и делать проходит где-то через месяц. (Птицын А.)

Что ж, таков безжалостный закон духовных джунглей. Стоит чуть расслабиться — и снова ночуешь в картонной коробке с надписью «курение убивает» и допиваешь чужие слёзы из кружек в летнем кафе.

лол

«...а если умрёт, то принесёт много плода»


Мартин Геллер

Осевой темой будет вот что: фигура автора в современном цифровом искусстве. C тех пор, как Барт в 68-м констатировал «смерть автора», тот всё никак не перестанет умирать, и с каждым днём умирает всё глубже, сложнее, живее. Интернет в очередной раз отформатировал и поразрядно обнулил цивилизацию — а автор всё умирает: шумно, жарко.

Летний интенсив по цифровому искусству

Приходите. Будем лепить големов и выдувать виртуалов, не будем гнушаться низкими жанрами и постфольклором, нарисуем, будем жить.

kephalopodokephaloid

интенсивное лето, искусственная цифра



То есть «летний интенсив, цифровое искусство».

http://britishdesign.ru/programs/p/shortcoursedigitalarts/

17–25 июля 2013 года.

Специально разработанная интенсивная программа по цифровой иллюстрации, использованию методов цифровой графики в визуальных коммуникациях, а также по философии искусства и психологии творчества в цифровую эпоху. Интенсив будет крайне полезен не только тем, кто работает в сфере креативной визуализации и желает создавать коммерчески успешный продукт, — но и каждому, кто задумывается о месте художника в современном мире. Обучение строится в форме серии практических заданий, воркшопов и тематических лекториев.

В рамках интенсива будет проведен подробный анализ инструментов и методов, используемых в области digital arts. Ведущие российские специалисты будут обсуждать особенности и требования рынка, коммерческие и творческие задачи цифрового искусства, связь различных областей медиа и дизайна. Художники и искусствоведы расскажут о современном искусстве, о применении пластических и функциональных средств цифровой среды в художественном высказывании, о культурных и экзистенциальных стратегиях и тактиках художника в современных условиях.


Здесь опять стоит подчеркнуть, что уровень владения инструментарием и умение рисовать не являются критическими. Бывали у нас слушатели нулевого цикла — именно таковые демонстрировали прорывы. «Уметь» и «мочь» — это два разных слова.

Предварительный список преподавателей:

Леонид Именных, композитор, продюсер General Hiver prod.
Дмитрий Соловьев, теоретик медиа
Вадим Эпштейн, медиахудожник, VJ, арт-директор «Студии in[visible]»
Дмитрий Vtol Морозов, медиахудожник
Наталия Климчук и Ольга Морозова, соучредители иллюстраторского агентства Bang! Bang!
Злата Понировская, директор компании Yeti, художник
Сергей Чапнин, журналист, богослов, искусствовед
Юлия Закопайко, поэт, участник проектов Марины Абрамович
Елена Дернова, художник-иллюстратор, дизайнер
Мартин Геллер, художник