Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

il medico delle peste

медиаскетизм в храме успения

Вот что организуется. По материалам лекции, прочитанной Димой Соловьёвым в политехе, но, очевидно, будут несколько иначе расставлены акценты (например, в данном случае не надо специально уточнять, что тщеславие это плохо, а деятельное участие в социальных служениях — хорошо, потому что это основа дискурса), плюс важные дополнения. Ну, и формат, по-видимому, будет ближе к диспуту, чем к монологу. Я тоже приду празднословить.

Пройдёт в храме Успения Пресвятой Богородицы (Газетный пер., 15) в крипте (в смысле, в подвале, — вход слева от главного входа) в воскресенье 17 февраля в 16:00. Вход свободный.

смотрением смотриши

ужас, вызванный тангенсоидой

Григорий Соломонович Померанц. Метафизическое мужество. Континент, 1996, № 89



Что такое метафизическое мужество? Этот термин я, по-моему, сам придумал, хотя, вероятно, он был известен и раньше. Я не отстаивал приоритет. Просто мне это впервые пришло в голову, когда я обдумывал, с чего я начал свое развитие. Я несколько раз говорил и писал об ужасе, вызванном во мне тангенсоидой, уходящей в бесконечность. Мне было тогда 16 лет. Я попробовал сосредоточиться на своем месте в бесконечности и почувствовал, что могу свихнуться, что я тону в ужасе. И я остановился. Я решил подождать…



[...]

Отсутствие метафизического вдохновения, как и отсутствие боевого вдохновения, можно форсировать. Простейший способ, применявшийся в древности – напитки из мухоморов и тому подобных галлюциногенов. Выпившему сомы море по колено, небо по колено. Есть один из гимнов Веды, в котором описывается состояние человека, напившегося сомы. Он очень убедительно показывает состояние древнего наркомана. Но употребление вне обряда, как ежедневное удовольствие, если и было в древности, то вело к гибели племени, в котором было это, потому что оно разрушало людей. Поэтому в тех племенах, в которых эти вещи дошли до нас, это всегда редкий обрядовый акт, и вписывается в обряды. И сегодня злоупотребление этим может привести к гибели всей цивилизации. Именно поэтому Будда запретил форсирование физическим опьянением духовный подъем. И когда я рассказывал вам, как американец Уоттc пытался сказать Судзуки, старейшему [учителю] в Дзэн, что можно сделать первый шаг с помощью таблеток, Судзуки ответил ему старинным диалогом: «Учитель, укажи мне путь», — имелось в виду, к просветлению. Учитель отвечает: «А ты уже позавтракал?». «Да». «Так пойди и вымой свою миску». То есть, глубина и связанный с этим духовный подъем должен быть связан со всем контекстом жизни, он не должен вырывать человека из обыденной жизни, а только подсвечивать ее. И Судзуки определял Дзэн, как ваш обычный повседневный опыт, но на два вершка над землей.

[...]

Зрелище бомбежки вызвало у меня то, что я потом определил как психическую травму, ранение, контузию, пережитые мною разом. И я искал доводы как бы преодолеть этот страх, а потом подумал: «Я же не испугался бездны пространства и времени, что же я самолетов испугался!». И вдруг страх исчез. Но это же не довод подействовал на меня! Нельзя страх победить доводами, можно доказать, что нет опасности — но ее не было с самого начала, а страх был. Это я не сразу понял, а только впоследствии.

Есть уровень поверхностной жизни, когда бесконечность – математический символ, не затрагивающий сердца, есть поглубже уровень метафизического страха, о нем в 20 веке много писали экзистенциалисты. И есть уровень глубины, где исчезает страх, уровень причастия бесконечности, внутренней творческой бесконечности. Освободило меня от страха не доказательство – страх нельзя победить доказательством, но если приоткрывается внутренняя глубина, страх исчезает. Значит, помогало мне припоминание того, что при попытках моих сосредоточиться на бесконечности приоткрылась какая-то внутренняя глубина.


тангенсоида — прекрасный образ



ср. «круглая ледяная площадка пяти метров в диаметре, в пяти с половиной тысячах метров над уровнем моря. Ветер пятьдесят метров в секунду. Пасмурно, пятница».

capucine

суд

presviter_ds:

Есть у меня одна мысль по поводу вот этого евангельского текста:
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.(Мф 25, 41)

...Что слова на самом деле будут сказаны одни и те же. Но справа и слева их просто услышат по-разному.

Ср. Александр Каломирос: «Один и тот же любящий огонь просвещает тех, кто отвечает любовью на любовь, и обжигает тех, кто отвечает на любовь ненавистью. Рай и ад — это одна и та же Божия река, один и тот же огонь божественной любви, который пронизывает всех одной и той же благотворной энергией без различия и недостатка. Одна и та же живительная вода становится вечной жизнью для верных и вечной смертью для неверных; для первых — это источник блаженной жизни, для вторых — вечного удушья, вечных мук; рай для одних и ад для других», также этот фрагмент. Такая общая интуиция, да.

Вопрос, где тут место обозначенному в Писании волевому акту Судии, отделяющего первых от вторых, если критерий находится внутри самих подсудимых? — возможно, безусловное и беспрецедентное явление в образе открытого Огня и есть такой волевой акт. Ну, тут простор для чисто умовой болтовни, конечно.

смерти нет

eternal summer 2012, ч. 7

Окончание про интенсив. Начало см. по тегу eternal summer 2012.

Вот↓ анонимные работы, в которых требовалось нарисовать аллегорическую карту собственной психики, графически осмыслив свой центральный внутренний конфликт (например, «обиду», «камень за пазухой» и т. п.). По окончании рисования работа проецировалась на простыню, мы поворачивали её, инверсировали, зеркалировали и проч., и коллективно играли в ассоциации.

Наверное, предполагалось, что такой акт прилюдного художественного самокопания послужит первым шагом к исцелению. При этом ни лицензии психотерапевта, ни благодати священства у меня, понятное дело, нет. Горячо надеюсь, что упражнение никому не повредило.













О душевредности преподавательского труда я уже год назад писал. По прошествии десяти дней от звука собственного голоса по-настоящему тошнит. Обострились профессиональные деформации: неумение пользоваться фигурами умолчания в устной речи, менторский тон, занудство, стремление повторять несколько раз одно и то же разными словами (как, например, в этом предложении).

Как и в прошлый раз, интенсив нечаянно отчасти превратился в нечто среднее между реколлекцией, ретритом и «тренингом личностного роста» — специально я этого не планировал, но ах, пасти народы так сладко… В один из дней Меламед спросил меня в учительской: «Олег, ты не боишься ответственности?» — после чего я плотно присел на измену. Не знаю, в общем. Для меня интенсив — вершина полугодия, это десятидневка, проживаемая именно что с той пиковой интенсивностью, для которой я спроектирован. Хочется верить, что с моей стороны это не чистое вампирство.

Интересно, что половина приглашённых преподавателей учила правильно продаваться, вторая половина — учила ни за что никому никогда не продаваться. В этой разнице потенциалов студенты ерзают, нервничают, происходит внутренняя работа, течёт ток, горит свет.

Отдельным пунктом замечу, что в этот раз группа была особенно сильная, умная и красивая.

Но обратил внимание на странное: из года в год одни и те же места в аудитории занимают люди, близкие по рисунку личности, темпераменту, техническому уровню и даже похожие внешне. То есть, например, на определённое место садится человек, очень похожий как на того, кто сидел на этом месте зимой, так и на того, кто сидел там прошлым летом. Это с чем-то связано.

смерти нет

colta.ru

Вот нарисовал за три дня сайт colta.ru (собирала другая студия на вордпрессе).



Самая красивая страница, как обычно, имеет номер 404:



Как написала Екатерина Дёготь, «на этом слове слишком легко соскользнуть в темные глубины прошлого, где культура есть возделывание традиции, почвы и судьбы, где собранный урожай (colta) связывается в снопы (fasci)… Наверное, у меня паранойя» и т. д.

  • Current Music
    Blut aus Nord → Liber II (Side B) [What Once Was... Liber II]
  • Tags
    , ,
эйяфьятлайокудль

eternal summer 2012, ч. 1

Это вот работы детей с интенсива Digital Arts.

Аллегорический портрет соседа по парте (скриншоты с Google Art Project, Photoshop Free Transform):


Автор — Пашут Капаев


Автор — Никита Никитин

А это музыкальные жанры, также аллегорически отображённые:


Автор — Сергей Сурганов


Автор — Виктория Анохина


Автор — Павел Верба


Автор — Олег Пащенко


Автор — Александр Кутузов


Автор — Екатерина Ткаченко


Автор — Пашут Капаев

GIF-анимация:


Автор — Павел Верба


Автор — Евгения Плетнёва


Автор — Екатерина Пешкова

Далее каждый из детей получил жеребьёвкой по архетипическому персонажу (напр., Трикстер, Маг, Герой и проч.) и задание изобразить его в жанре парадного портрета или религиозной иконографии, причём в качестве основы было предписано взять фотографии людей, встреченных студентами на территории, прилежащей к Курскому вокзалу.


Автор — Екатерина Ткаченко


Автор — Пашут Капаев


Автор — Павел Верба


Автор — Роман Махмутов

Почти абстрактная типографика:


Автор — Никита Никитин


Автор — Сергей Сурганов

Спидпейнт кистями Серёжи Крицкого:


Автор — Евгения Плетнёва


Автор — Анна Рассоха

Пока так. «Вашему вниманию предлагается всё вышеизложенное, господа».

capucine

«я идиот, убейте меня кто-нибудь»

mondios, из записи De profundis:

Когда человек откликается на зов вечности, он вступает в область духовной жизни. А духовная жизнь, как ни странно, — это шаг в безысходное пространство, игра в заведомо проигрышную игру. Тем не менее в этом опыте с человеком происходит самое важное. Сначала ты еще веришь, что можешь где-то в чем-то выиграть, надеешься, борешься, преодолеваешь трудности. Но потом ты понимаешь, что ты везде и во всем проиграл. Проиграл окончательно. Я думаю, в жизни христианина этот момент — самый важный. Именно в этот момент происходит какой-то сдвиг, в результате которого рождается новый человек. Ветхий человек умирает, умирает по-настоящему, т.е. ему больно и он хочет жить. Самая главная трудность в том, что ты сам должен забить гвозди на крышке своего гроба, потому что никто этого за тебя не сделает. Ты чувствуешь по-настоящему, как теряешь кровь, как уходит все то, что ты считал ценным и важным. Человек так устроен, что он не хочет (не может) проигрывать, ему надо обязательно победить (свои страсти, немощи своей природы, тяготу обстоятельств, противоречия и т.д.), но Бог ведет христианина таким путем, что тот всегда проигрывает. И в этих проигрышах — его спасение. Осознание этого не просто, потому что оно переворачивает все наши привычные и естественные представления о жизни и мире. Христианство — это крест для разума: когда ты чувствуешь, что все у тебя благополучно, тогда ты в самом опасном положении и наиболее далек от Бога. Приобретая (покой, внутреннюю гармонию, смысл жизни, силу и твердость характера и т.д.), ты теряешь. Теряя (кровь, жизнь, самого себя), ты приобретаешь. Древняя монашеская мудрость гласит: «Отдай кровь и прими дух». Но дух — это не оплата за твой труд, не награда и не заслуга. Это дар, который ты ничем не заслужил. Ты во всем проиграл, ты оказался самым никчемным и ничтожным рабом, преступником, ты думаешь: «Все, это конец. Господи, пошли человека, чтобы он пришел и застрелил меня». И ты не можешь понять, почему именно в этот момент Бог обращает к тебе Свое лицо и говорит: «Сын мой, получи в наследие все Мое Царство и все Мое достояние!»

  • Current Mood
    это знает моя свобода, это знает мое поражение
  • Tags
    ,
capucine

«на цыпочках подкравшись к себе, я позвонил и убежал»

Этнограф Анна Смоляк, в конце ХХ века изучавшая народы Нижнего Амура (ульчи, нанайцы), сообщала: если у любого жителя нанайской деревни спросить, где находится его душа, тот пожмет плечами — мол, это может знать только наш шаман. Кто-то нёс свою душу на загривке, у кого-то она была зажата под мышкой, у кого-то сидела в волосах, но чаще всего она бегала подобно собачке неподалёку — ни один из опрошенных не помещал её внутрь своего тела.

Мы записали от старых нанайцев весьма показательный обычай, связанный с понятием о душе: в прошлом нанайцы уезжали из постоянных зимних жилищ на рыбалку, на путину, где жили семьями один-два месяца. При отъезде, погрузив все имущество, детей, собак в лодку, старики, обернувшись к покидаемой стоянке, кричали, звали детей по именам, хотя все дети сидели уже в лодке (Полокто Киле, 1970 г.). Это делали из опасения, чтобы души детей не остались в этих глухих местах одни; это могло бы повредить детям, так как в тайге душу могут схватить злые духи. (Анна Смоляк. Шаман: личность, функции, мировоззрение)

В духовном ландшафте этих неписьменных народов древнейшее понятие о едином Боге-Творце хоть и сохранилось в сакральной памяти, но вынесено за скобки, перешло в область эзотерического знания (об этом осведомлён только колдун). Поэтому отсутствует представление об уникальной личности как образе Божьем, нет консолидирующего начала. Человек понимается не как личность, а как децентрализованный конгломерат нескольких сущностей (тела; телесной, или «материнской», души уксуки, «небесной» души панян — той самой любительницы прогулок; и ещё одной души эрген, относящейся к творящему человека жизненному импульсу).

Следует иметь в виду, что если для большинства нанайцев все эти качества имела одна душа – панян, то некоторые особо знающие шаманы и старики, говорили, что душ таких несколько. Но рассказы об этом отличались путанностью. Видимо, более тонкие различения душ в среде современных нанайцев забылись. Однако этнографический материал свидетельствует о явлении полипсихизма у многих неписьменных народов. У индейцев дакота, по сообщению французского миссионера начала XVIII века Шарлевуа, существует мнение, что одна душа остается после смерти в теле, вторая – в его селении, третья отлетает в воздух, четвертая отправляется в страну духов. Карены, кроме ответственной за прижизненные поступки нравственной части души – тхах, знают еще двух личных жизненных духов – ла и кела. У индийских гондов также существует вера в четыре души. Древние римляне полагали, что после смерти плоть скроет земля, тень будет витать вокруг могилы, Орк (потусторонний мир) примет манов, а дух вознесется к звездам.

Полипсихизм – очень характерный момент религиозности неписьменных народов. В принципе, и в высоких религиях иногда имеется память о многих составляющих человека душах. Но все они настолько объеденены личностью человека, его богоподобной сущностью, что утрачивают особливую свою значительность. Древняя, читаемая уже в египетских текстах III тысячелетия до Р. Х., но присутствовавшая, по всей видимости, и много раньше, в доистории идея, что человек – образ Божий [Мерикара, 132], не позволяла человеку распасться на множество душ. Сколько бы энергий ни сосуществовало в человеке, он оставался их хозяином и средоточием. Живая вера в единого Творца и Держателя мира делала и верующего таким же единством для сил, пребывающих в нем. Напротив, там, где Творец всяческих «выносился за скобки» сознания и ум погружался в стихию бесчисленных духов, человек также терял присущую ему цельность, его энергии обретали несвойственную ранее самостоятельность, персональность. Начинали «бродить, где хотели». Отсюда – актуальный полипсихизм практических всех неписьменных народов.

Нанайцы не потому только путались в счислении душ, что семидесятилетний период атеистической пропаганды коммунистической эпохи порядком «проветрил» их головы, но и потому еще, что ни предание, ни живой опыт, полученный шаманом в камлании, не позволяют сосчитать человеческие энергии. Коль они не центрованы личностью, число таких энергий – «легион». (А. Б. Зубов. История религий. Курс лекций)

capucine

рим 13

То, что привычно цитируют как «всякая власть от Бога» (что даёт повод обвинять христиан в лоялизме), по-славянски звучит «несть бо власть, аще не от Бога»; Роман Герасимов пишет, что перевод однозначен: «если не от Бога — не власть».

В оригинале: ου γαρ έστιν εξουσία ει μη υπο θεοũ (подстрочно: не есть ведь власти если не от Бога), то есть тут надо знать койне (я не знаю), чтобы понять, что ближе к оригиналу — церковнославянский перевод или русский синодальный. Мне все-таки кажется, что у Павла несколько тоньше, чем просто «не от Бога — не власть». Скорее уж ближе к деместровскому «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает».

Рим 13 — очень неудобная глава для всякого христианина, имеющего оппозиционерские гражданственные чувствования. Если бы проблема решалась так просто (смещением смысла при переводе), то это было бы психологически и нравственно комфортно — находиться в оппозиции к неприятной власти. Но нравственно-психологический комфорт гибелен, ведёт к стагнации и нагноению; Павлу, очевидно, хотелось бы держать адресатов послания в тонусе, чтобы они шли в оппозицию по зову сердца, вопреки, а не потому, что так написано в Апостоле.

И есть у меня помысл, братие, что экзегетика это не точная наука, а что-то вроде рэп-бэттла: важна вовлеченность, а не нахождение истинной формулировки (так как истина неизреченна). Мы тут с коллегой по работе долго спорили об оппозиции «стыд—совесть», пока не выяснилось, что то, что я называю «стыдом», он называет «совестью», и наоборот. Оба получили большую духовную пользу.

capucine

печалование

Собирают подписи:

мы, Ваши верные чада и чада Христовой Церкви, просим Вас проявить милосердие и обратиться к светским властям с ходатайством о помиловании участниц этой акции. Нам кажутся совершенно недопустимыми распространяемые от имени Церкви и православной общественности заявления о том, что ни прощение врагов, ни милосердие якобы уже не считаются христианскими добродетелями. Мы убеждены, что никакая политическая целесообразность не может «отменить» действие заповедей, данных нам Христом и освященных авторитетом двухтысячелетней аскетической и богословской традиции кафолической Церкви... Прощение врага, ходатайство за обидчика – поступок, не имеющий основания в законах «мира сего». Мы допускаем, что с точки зрения политической или управленческой логики он может показаться нелепым, неразумным или даже несвоевременным. Но, как сказал сам Спаситель: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Именно такого поступка, свидетельства, ждет сегодня от Церкви общество, в том числе и светское. Мы убеждены, что Церковь как хранительница Евангелия призвана быть моральным авторитетом не только для своих членов, но и для тех, кто находится за церковной оградой, оставаться для всех нравственным ориентиром и, как Вы выразились, «стержневым фактором культурной самоидентификации русского народа». Испрашиваем Ваших Святительских молитв